Франшиза. Как это работает?

Франшиза. Как это работает?

Франшиза. Как это работает?

1 неделю назад

Итак, вы захотели приобрести франшизу или просто хотите иметь представление о данном понятии. 

Франшиза – это передача права пользования брендом, то есть именем компании. Покупателя франшизы называют Франчайзи, а продавца Франчайзер.

Покупая франшизу, франчайзи получает в пользование не только известный бренд, но и многолетние наработки своего партнёра, включающие в себя технологии, принципы производства, разработки отдела маркетинга, планы развития, а также контакты поставщиков. В это же время фирма-продавец не прекращает заботиться о продвижении и рекламе бренда.

Если говорить простым языком, общеизвестная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю работать под её именем, всесторонне поддерживает его, а предприниматель в свою очередь сначала оплачивает первоначальный взнос, а затем с установленной периодичностью совершает отчисления в виде определённого процента с продаж, коротко – роялти.

Статистика утверждает, что бизнес, приобретённый по франшизе, является весьма надежным вариантом открытия собственного дела. Приблизительно восемьдесят процентов компаний, приобретённых по франшизе, успешно пересекают порог в пять лет и продолжают успешно работать и развиваться.

 
Однако, у всего есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим, каковы они для предпринимателей, планирующих работать по франшизе. 

Неоспоримый плюс данной схемы работы в том, что к делу может приступить начинающий предприниматель, не имеющий опыта ведения бизнеса, франчайзер уже проработал множество схем, оставив в деле самые эффективные. Поэтому франчайзи только и останется, что применить проверенные принципы в действии.

Помимо этого в развитие бренда уже вложены немалые средства и предпринимателю не придётся тратить годы на раскрутку и узнаваемость, а известное имя принесёт с собой определённый поток постоянных клиентов. 
Фирма-продавец всегда предоставит покупателю франшизы помощь в ведении дел: будь то обслуживание, продвижение, сбыт или наилучшая схема организации поставок – у предпринимателя, приобретающего франшизу, не будет болеть об этом голова.

Есть мнение, что представитель известного бренда может легче получить одобрение кредита, нежели предприниматель, начавший свой бизнес «вчера». К тому же, владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита. 

Не обойдём стороной и минусы. Конечно же, это определенная зависимость от того, кто предоставил бизнесмену франшизу. Франчайзи подчиняется курсу развития, заданному владельцем бренда.

С другой стороны, ему никогда не придётся самостоятельно разрабатывать этот курс. Но нельзя не отметить, что сбой в делах франчайзера отразится на всех, проданных им франшизах.

Никуда не уйти от ряда обязательств, которые есть у покупателя перед владельцем бренда. Регулярные выплаты роялти и неукоснительное выполнение условий предоставления бренда. Нередко случается, что франчайзинговое предприятие закрывается именно потому, что франчайзи не смог обеспечить сервис должного уровня.

Приступая к делу, надо определиться с тем, чем именно вы хотите заниматься. Какой бизнес вас привлекает? Стоит заниматься тем делом, в котором вы разбираетесь и, к которому испытываете высокую степень интереса. Особенно серьезно нужно подойти к этому вопросу, если вы собрались открыть своё первое дело.

Прислушайтесь к себе, какая сфера жизни вызывает у вас неподдельный интерес? Возможно, это автомобили и всё, что с ними связанно? А может, вы следите за событиями моды и имеете представление о новинках и самых актуальных трендах текущего сезона? Стоит задуматься о работе с известной маркой одежды. А быть может, в вашем городе ещё нет популярного фаст-фуда и люди роняют слюнки, глядя на телевизионную рекламу и не имея возможности приобрести столь желанный бургер?

Немаловажный момент при покупке франшизы – сумма вложений, которую вы готовы потратить. Дороже всего вам обойдётся франшиза ресторана, отеля, гипермаркета или фитнес-клуба. Розничные магазины уже значительно уступают в цене этим гигантам.

Бизнес по франшизе можно приобрести разными способами. Конечно же, это можно сделать на свои средства, но нужная для первоначального взноса сумма имеется не всегда. Поэтому часто предприниматели открывают бизнес, воспользовавшись банковским кредитом. Может случиться так, что инвестором выступит сама компания, продавшая франшизу, но, как правило, это делается, если франчайзи является сотрудником компании. Компания может назначить отличившегося работника директором филиала, а позже он может стать его собственником. Если такой вариант вам не подходит, можно подумать о поиске стороннего инвестора. То, что вы собираетесь вложить деньги во франшизу, уже повышает интерес инвесторов к вам. Считается более надёжным вложить средства в раскрученные бренды, нежели в предприятия, успешность которых никто не может гарантировать.

Вы удивитесь, но в мире существуют компании по продаже франшиз! Хотя никто не запрещает обратиться сразу к компании-продавцу.

Ориентиры по выбору франшизы, которая будет приносить доход: Наличие определённого количества успешно работающих точек и солидное количество лет, которое выбранный вами франчайзер существует на рынке. Хорошо, если фирма-продавец уже давно окупилась и работает в плюс. Следует быть осторожным, поскольку некоторые компании, еле удерживающиеся на плаву, продают франшизы, чтобы хоть как-то покрыть свои расходы. Заранее обговорите какую помощь будет оказывать фирма покупателю франшизы и не забудьте зафиксировать эти обещания грамотно составленным договором. Серьезные компании опираются на цифры, они готовы разработать для вас бизнес-план и оценить эффективность проекта. Не доверяйте тем, кто описывает вам фантастическую выгоду, не подкрепляя её никакими цифрами. 
Но без ваших стараний даже самая респектабельная франшиза не может гарантировать вам успеха в делах. Изучите спрос на услугу или товар, который вы собираетесь продавать. Заранее осведомитесь, много ли у вас конкурентов в этой сфере, качество их услуг и расценки.

Итак, вы определились с выбором. Остаётся решить ряд задач, начинающихся с обсуждения и доработки бизнес-плана, который, повторимся, солидная фирма, как правило, предоставляет своим франчайзи. Бизнес-план будет требовать корректировки в связи с тем, что условия работы в разных городах и даже в разных точках могут существенно отличаться. Обсуждение данного бизнес-плана затронет вопросы сбыта товара, накладные расходы, смету финансовых вложений, которые вам понадобятся и прогноз продаж. 
Также стоит узнать требования вашего франчайзера к будущей торговой точке. Не редко бывает, что расположение, занимаемая площадь, дизайн помещения и требования к составу персонала уже четко расписаны. Некоторые франчайзеры могут предоставить вам дизайн-проект и оказать помощь в поисках и аренде помещения. Случается и такое, что новое здание просто выстраивается с нуля, а персонал проходит специальный курс обучения в центре подготовки.

После открытия франчайзер активно участвует в развитии нового предприятия: обучает персонал, занимается маркетингом, устраивает рекламные акции для привлечения внимания и стимуляции продаж. Также франчайзер и франчайзи поддерживают регулярные отношения в области закупок и доставки товара. 
Стоить отметить, окупаемость франшизы обычно меньше, чем окупаемость бизнеса, начатого с нуля, да и стабильная прибыль появляется заметно быстрее.

Теперь вы в общих чертах ознакомлены с тем, что такое франшиза и основными вопросами, связанными с её приобретением.